Газета "Щит и Меч"Номер 47(1351)

Доверено госзащите!

00:31  25.12.2012

Мы привыкаем к устоявшемуся укладу жизни: ходим на работу, занимаемся семьей, планируем выходные… А теперь представьте, как резко все изменится, если вы станете участником уголовного процесса и начнете получать в свой адрес угрозы.

В этой ситуации одни отказываются от своих гражданских прав и «забывают» что-то  важное для суда, другие, напротив, решаются «вспомнить все». Именно последние и становятся подопечными Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
О его работе рассказывает начальник УОГЗ МВД России генерал-майор полиции Александр ЛЕБЕДЕВ.

 

­ Александр Валентинович, по какому принципу в нашей стране реализуется госзащита?

­ Действующая сейчас Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009­2013 годы» принята в октябре 2009 года. В ее рамках финансируются все меры безопасности, пре­
дусмотренные Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119­ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Выделенных средств на данном этапе хватает. Но уже сейчас очевидна тенденция ­ из года в год число лиц, которым требуется государственная защита, увеличивается на 30­40 процентов. Мы учитываем подобную динамику при формировании следующей Государственной программы на 2014­2018 годы.

­ Существует ли региональный фактор риска?

­ Самыми «горячими» для нашей службы остаются республики Северного Кавказа и центр России. Больше всего обращений за государственной защитой поступает в Дагестане, Ингушетии, Кабардино­Балкарии, Чеченской Республике, Москве и Санкт­Петербурге. Тенденции понятны и вполне объяснимы. Например, на Кавказе это связано с диверсионно­террористической деятельностью незаконных вооруженных формирований, их попытками дестабилизировать ситуацию в регионе и запугать население. Участники уголовного судопроизводства, на которых оказывалось давление, после применения действенных мер государственной защиты уверенно дают показания, изобличающие виновность преступников. Регионы Сибири и Дальнего Востока выглядят на этом фоне относительно «спокойными».

­ Управлению хватает людей?

­ Давайте по­другому сформулируем этот вопрос: сколько сотрудников нужно для обеспечения безопасности одного лица? И не только его, но еще и жены, детей, других лиц из числа близких. Мы постарались подойти к разрешению данного вопроса с научной точки зрения и совместно с сотрудниками ВНИИ МВД России и Московского университета МВД России подсчитали, что для обеспечения «личной охраны» только одного защищаемого (с учетом соблюдения всех требований действующего законодательства) требуется восемь сотрудников. Для выполнения данного условия действующее штатное расписание необходимо было бы увеличить в несколько раз. Поэтому сейчас поставленные задачи мы стараемся решать не числом, а умением.

Хочу отметить, что в ходе реформирования нам удалось существенно изменить подход к комплектованию нашего подразделения. Сегодня мы осуществляем не подбор, а именно отбор кандидатов на замещение вакантных должностей. В результате к нам на службу поступают настоящие специалисты своего дела.

­ Вы говорили о законодательных пробелах, создающих трудности в вашей работе…

­ Приведу такой пример: подозреваемый заключает досудебное соглашение. Пребывая в статусе обвиняемого, он находится под нашей защитой. Если суд затем приговаривает обвиняемого к реальному сроку наказания, мы сталкиваемся с проблемой при передаче его, уже в статусе осужденного, сотрудникам ФСИН для дальнейшего обеспечения безопасности. Этот процесс нормативно урегулирован слабо, не разработаны соответствующие инструкции. Пока каждый подобный случай решается в индивидуальном порядке. 

До сентября 2012 года такая мера бе­зопасности, как переселение на другое место жительства, определенная действующим законодательством, не имела механизма реализации. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 года № 953 определило порядок переселения защищаемых лиц на временное или постоянное место жительства, что позволяет теперь ее полноценно реализовать. Основная нагрузка по подготовке данного постановления Правительства выполнена управлением при поддержке руководства МВД России. Сейчас мы вносим коррективы во внутриведомственные документы и в ближайшее время поставим точку в этом вопросе. 

В реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009­2013 годы» помимо МВД России участвуют еще семь федеральных министерств и ведомств. Как координаторы данной деятельности мы предпринимаем все необходимые действия, но порой сталкиваемся с последствиями межведомственной разобщенности. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 868
«О внесении изменений в правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» действует уже более двух лет. Оно обязывает участников гос­
программы разработать нормативно­правовые акты, регламентирующие по своему профилю деятельности порядок замены личных документов защищаемому лицу, но межведомственные проволочки продолжаются до сих пор. Ряд наших «смежников» до настоящего времени так и не разработали требуемых приказов, в результате чего мера безопасности «замена документов» применяется не в полном объеме.

Хочу подчеркнуть, что МВД России активно участвует в совершенствовании нормативного правового регулирования. Наши инициативы находят понимание в профильных комитетах Государственной думы и Совета Федерации. Внесенные предложения по повышению эффективности проводимой работы реализуются в законодательных актах. Так, в целях устранения пробелов в законодательстве и повышения эффективности государственной защиты Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 352­ФЗ внесены изменения в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Данные изменения направлены на обеспечение оперативности финансирования мер безопасности, упрощение процедуры учета средств и отчетности по их использованию. И это далеко не единичный случай. Постановлением Правительства Российский Федерации от 24 мая 2012 года
№ 508 в Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009­2013 годы» внесены изменения, в результате которых денежные средства перераспределены в пользу наиболее затратных мер безопасности. Все это нормальный процесс, ведь становление института государственной защиты в России продолжается.

Есть сложности и не связанные с нормо­творчеством. Например, не во всех наших территориальных структурах в субъектах Федерации созданы отделы физической защиты. Сотрудники центров специального назначения МВД России, которые в некоторых регионах привлекаются для обеспечения личной охраны защищаемых лиц, в силу специфики своей подготовки зачастую не могут в полном объеме реализовать весь комплекс необходимых для этого мероприятий. Их тактика принципиально отличается от тактики работы наших подразделений.

Физзащита ­ дело особое. Это не штурм здания и не освобождение заложников. Да, сотрудники отдела физической защиты готовы идти на таран, если дело происходит в дороге, или даже встать под пули, если дело дошло до перестрелки. Но не зря же говорят: «Чем отличается умный человек от мудрого? Умный найдет выход из любой ситуации, а мудрый в нее не попадет». Ежегодно наши сотрудники выявляют более двухсот преступлений, связанных с угрозой защищаемым лицам. Мы работаем на упреждение, прогнозируем ситуацию и строим стратегию защиты таким образом, чтобы избежать самого нападения. Если такое вдруг произойдет, значит допущены недоработки при проверке всех, кто мог представлять реальную угрозу защищаемому лицу. То есть мы заранее выявляем и задерживаем тех, кто угрожает нашим «клиентам». Преступники просто лишаются возможности реализовать свои угрозы. 

­ Какие отличия в области государственной защиты у зарубежных коллег по сравнению с нами?

­ Мы работаем в тесном контакте с нашими зарубежными коллегами. Большую помощь в этом оказывают представители Европола, под эгидой которого проведено уже несколько практических курсов российских и европейских специалистов по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства.

Обмен опытом с партнерами за рубежом указал на ряд принципиальных отличий в программах по защите свидетелей в нашей стране и в странах Евросоюза. В большинстве зарубежных государств правом принятия решения о применении мер безопасности наделены именно полицейские подразделения. Следственные и судебные органы лишь инициируют необходимость государственной защиты. Существует практика разделения угроз по степени опасности. Функции подразделений по защите свидетелей начинаются там, где присутствуют прямые и реальные угрозы жизни и здоровью, в остальных случаях это профилактическая работа полиции на местном уровне. Ключевым моментом считается и то, что при принятии решения о защите свидетелей зарубежные коллеги руководствуются практической пользой показаний для проводимого расследования. То есть действует некий экономический принцип, когда средства, затрачиваемые в ходе осуществления мер безопасности, должны быть адекватными ожидаемому от данных показаний эффекту.

Основными критериями оценки нашей деятельности остается безопасность защищаемых лиц, недопущение их гибели, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

Применяемые меры безопасности остаются надежной гарантией защиты высших человеческих ценностей, способствуют формированию условий недопущения возможности давления на участников уголовного судопроизводства, должностных лиц судебной системы и контролирующих органов, то есть обеспечивают эффективную работу всего механизма правосудия.

 

Беседу вела Елена ЕВТЕЕВА

Фото из архива
УОГЗ МВД России

 

НАША СПРАВКА:

За 9 месяцев 2012 года личным составом УОГЗ МВД России и региональных подразделений госзащиты обеспечена безопасность 3299 лиц, для чего применена 5791 мера безопасности.

Положительной динамикой характеризуются результаты и по исполнению требований Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119­ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Количество мер государственной защиты возросло почти в 3 раза. Они применялись в отношении 2375 лиц, имевших различный процессуальный статус.

Более чем на 36 процентов увеличилось количество мер безопасности, примененных в рамках реализации положений Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45­ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Число защищаемых лиц возросло на 25 процентов, в том числе судей ­ на 19 процентов, сотрудников контролирующих органов ­ почти на 40 процентов, лиц из категории близких ­ на 50 процентов.

 

Участниками Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009­2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 792, являются: Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Федеральное медико­биологическое агентство. МВД России определено координатором программы.

Общий объем ассигнований, предусмотренных государственной программой на 5 лет, составляет 1603,99 миллиона рублей. На финансирование мер безопасности в 2012 году фактически выделено 127,5 миллиона рублей для МВД России. Можно утверждать, что защита одного человека ежемесячно обходится государству приблизительно в 100 тысяч рублей.

Просмотры 14112  Комментарии 0
Другие материалы раздела
00:38  25.12.2012
Все полосы номера 47(1351) в формате PDF

1-я полоса

2-я полоса

3-я полоса

4-я полоса

5-я полоса

6-я полоса

7-я полоса

8-я полоса

9-я полоса

10-я полоса

11-я полоса

12-я полоса

13-я полоса

14-я полоса

15-я полоса

16-я полоса

Просмотры 11188  Комментарии 0
Подарки от издания Симеч
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2018 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Рейтинг@Mail.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru