Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

Без бумажки ты...

К сегодняшней теме мы готовились заблаговременно и основательно. По той причине, что она на первый взгляд отношения к социалке не имеет. Но листая редакционную почту и отправляясь за казенной бумагой в очередь, мы все больше убеждались в том, что ошибались. Взаимоотношения гражданина с чиновником любой организации, призванной облегчать нашу жизнь, как выясняется, в 97 из 100 случаев оборачиваются раздражением, возмущением, озлобленностью, даже неприязнью. И, как правило, все ругают власть, расплодившую немыслимую по масштабам бюрократию, убивающую людей очередями, заставляющую бегать за справками, где нередко процветает формализм, а то и произвол. И вспоминается кувшинное рыло по бессмертному Гоголю...

К сегодняшней теме мы готовились заблаговременно и основательно. По той причине, что она на первый взгляд отношения к социалке не имеет. Но листая редакционную почту и отправляясь за казенной бумагой в очередь, мы все больше убеждались в том, что ошибались. Взаимоотношения гражданина с чиновником любой организации, призванной облегчать нашу жизнь, как выясняется, в
97 из 100 случаев оборачиваются раздражением, возмущением, озлобленностью, даже неприязнью. И, как правило, все ругают власть, расплодившую немыслимую по масштабам бюрократию, убивающую людей очередями, заставляющую бегать за справками, где нередко процветает формализм, а то и произвол. И вспоминается кувшинное рыло по бессмертному Гоголю...

Амнистия ли?
Вот и закон о дачной амнистии, принятый депутатами, казавшийся идеальным в ходе его утверждения, не успев дойти до исполнителей, трансформировался в очередной бюрократический камень преткновения для пожелавших узаконить свои жалкие сотки и сараюшки на них. Все пошло по привычному кругу: справки - ксерокопии - очереди...

Неудивительно, что каждый случай невнимания к посетителю, волокиты, грубости укрепляет позиции тех, кто не доверяет милиции, видит в каждом страже порядка недобросовестного человека, потенциального “оборотня”. Хотелось бы верить, что читатели задумаются над фактами, которые мы решили обнародовать, и сделают для себя правильные выводы. В конечном счете все мы живем не на необитаемом острове, и друг от друга зависим. Милиционеру, случается, требуется помощь врача. Сотруднику регистрационной палаты надо решать житейские вопросы, обращаясь в службы экстренного вызова. Вопрос “Как обустроить нашу жизнь?” волнует каждого.

На тысячу душ - полтора чиновника
Проводя экспертизу, мы обращались к разным специалистам с одним вопросом: “Можно ли укротить бюрократизм?” Внятного ответа не получили. Похоже, устраивает многих служащих ситуация, при которой от них что-то зависит, когда люди “бьют челом”, заходя в кабинеты, заискивают, боятся высказать все в глаза, чтобы не разгневать инспектора и не уйти за новой бумажкой, которая вдруг окажется важнее кипы принесенных. Ведь где нет конкретности, там нет и ответственности.

Нельзя сказать, что власти сидят сложа руки и не воюют с бюрократией. В Москве действует система “одного окна”, хотя недостатков и в ней предостаточно.

В редакционной почте немало жалоб на очереди в ГИБДД: для снятия и постановки на учет автотранспорта, на прохождение техосмотра, в службы разбора ДТП. Такое положение многих руководителей подразделений не устраивает и они пытаются что-то изменить. В столице в каждом округе открыли ночные службы техосмотра. Правда, не прижилась эта форма. Но хочется верить, что неудача не отобьет охоту у гаишников к поиску выхода из тупика. Ведь очереди и для них - бич.

Впрочем, если судить по информации читателей из подмосковного Ногинска, иным чинушам очереди греют души. Законопослушный гражданин там может и за месяц не поставить на учет свое авто. “Столпотворение к регистраторам, - возмущается наш читатель Валерий Смирнов, - напоминает авторынок начала 90-х годов прошлого века”.

В Московской области правительство утвердило специальный норматив численности местных чиновников. В районах, где проживает от 180 до 230 тысяч человек, на каждую тысячу жителей должно быть... полтора чиновника. От 50 до 110 тысяч - достаточно будет в среднем и двух госслужащих. Для муниципального образования с населением до 30 тысяч человек предлагается 3,06 чиновника. Прежде число работников районных администраций было пропорционально числу жителей.

Очевидно желание властей укрепить низовое звено, чтобы у людей было меньше поводов жаловаться наверх. Что ж, стремление похвально, а то впору гражданам в очередь к местным чиновникам записываться.

Какой бег у недвижимости
Наш разгневанный читатель поведал о том, как стоял в очереди в БТИ Щелковского района Московской области за поэтажным планом дачного домика: “Встал в 5 часов утра. Поехал в БТИ, чтобы узнать распорядок дня и какие документы необходимо представить. В другой раз, захватив требуемые бумаги, прибыл за два часа до начала приема. Наивно полагал, что буду в числе первых. Куда там! Разыскал женщину со списком очередников, которая “обрадовала”: “Будете 56-м!” Простоял целый рабочий день. Только лишь для того, чтобы миловидная девушка, взглянув на мои документы, сообщила: “Вам не сюда. Два месяца назад ваши участки перевели в наш филиал”. Единственное, что я смог выдавить из себя: “Девонька, а сколько человек в вашем БТИ работает?” Не получив ответа, “разрядился”: “Ну, допустим, у вас десять человек работает. Так неужели не нашлось одного, с мозгами, чтобы вывесить объявление?!” Пришлось искать филиал Щелковского БТИ...”

Казалось бы, в век высоких информационных технологий многие бюрократические явления должны исчезнуть сами по себе, а любое требование посетителя должно решаться в считаные минуты и без нервотрепки. Если, скажем,  организации требуется копия каких-то документов - множительная техника под рукой. Зачем свою работу на плечи клиента перекладывать? Или чиновник “в доле” с владельцем ксерокса с соседней улицы, куда он великодушно отправит вас за копией? Да и деньги-то копеечные, а времени потеряешь на сторублевку! Удивляться приходится и тому, что клиента настойчивого, скандального обслужат. Как бы в виде исключения. Только бы тот побыстрее ушел.

Или такая ситуация
Чтобы узнать, есть ли у гражданина второе жилье в собственности, что влияет на уплату коммунальных платежей, достаточно в компьютере посмотреть информацию о конкретном домовладельце Мосжилрегистрации. Но, выходит, проще его отфутболить “за справкой о том, что им нужна справка” в одну из двух на всю Москву организаций. А там, помаявшись в очереди, получит он бланк заявления и квитанцию на уплату услуги. Потом, приняв эти бумажки, инспектор назначит время, когда прийти за вожделенной справкой. Не раньше, чем через неделю! И снова попадаешь в очередь. Правда, на сей раз “через одного человека”, так как “окно выдачи”, как правило, закрыто. Узнать почему, нереально. Сверхсекретный объект и покой его начальника охраняет дюжий телохранитель в форме, труд которого, понятное дело, оплачивают те, кто стоит в очереди - налогоплательщики.

А полученный “документ” иначе как вершиной бюрократической отписки не назовешь. Но для пущей важности исполнен он на бланке, украшенном гербом России и названиями вышестоящих солидных организаций. Выделено: “Главное Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве”. Такой бланк по замыслу чиновников должен вводить законопослушных граждан в трепет. А на деле? Судите сами. “Сообщение об отказе в предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

На основании запроса такого-то сообщаем:

запрашиваемая информация не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав данного субъекта отсутствуют”.

Вы что-нибудь поняли? Далее излагается история вопроса. Если для работников ЕИРЦ, то им и так все известно. Если для посетителя - зачем ему это нужно? Для читателей опускаю полстраницы бюрократического творения из экономии газетной площади.

Прибывшего с такой бумажкой в ЕИРЦ посетителя ошарашивают: “Подобная справка нужна еще и от мужа (жены)”. Словом, песня без конца, начинай сначала.

И бюрократизация всей страны
Но почему человек обязан доказывать чинуше, что он законопослушный? Разве это не обязанность службы “одного окна”, оснащенной по последнему слову техники? Тот же милиционер на карманном компьютере в считаные секунды может проверить данные человека, которого остановил для проверки. А тут целая армия работников “одного окна”, похоже, создана лишь для того, чтобы рассчитывать коммунальные услуги, быть диспетчерами в хождении “за пять дверей”.

Более того, разработали “Анкету оценки качества обслуживания”, а точнее, бюрократизации дела. К примеру, как вы относитесь к созданию окна “Справочной информации для клиента”? Словом, еще “окно” в “одном окне”. Или: “Как вы относитесь к проекту введения должности администратора-распределителя?”

Да и без наших ответов администраторы сделают так, как задумали, “идя навстречу пожеланиям трудящихся”. Ай да размах! Прямо-таки Минэкономразвития! Может, еще должность секретаря-референта администратора-распределителя ввести? Кто-то же должен вести запись очередников “одного окна”. По опыту иных госструктур можно и подпольные юридические фирмы создать, где выдают за деньги “справки о том, что им нужны справки”. Благо вышестоящая организация далеко, а Антимонопольный комитет высоко. Кто защитит простого человека, попавшего в такие бюрократические сети?

Удивляет то, что иным бюрократам и самим приходится отпрашиваться с работы или бросать в горнило очередей родственников для решения насущных проблем. Но никому не приходит в голову, что их неуважение к клиентам оборачивается и неуважением к ним. А уж о том, что чиновники существуют для людей, а не наоборот, и слышать не желают. Как правило, дважды в год бюджетникам повышают зарплату. За наш счет. В надежде, что оценят и участливее к нам станут. Увы, эта мера не срабатывает. Напротив, плодятся новые бумажки, длиннее становятся очереди... Может, избирательно повышать материальный достаток? Пусть получают в 10 - 20 раз больше те, у кого дело спорится, нет очередей и посетители довольны.

Жаль, нет официальной статистики. Но если взять по минимуму, то число людей, ежедневно простаивающих в очередях, ужасает. Судите сами. Если, к примеру, в Щелковское БТИ приходят 100 человек, а в Московской области 35 таких (без филиалов) организаций, уже 3500 очередников! Округлим число регионов в России до 85. Значит, только у БТИ по стране кучкуются без малого 300 тысяч посетителей. А в налоговые инспекции, ГИБДД, паспортные столы, суды, телефонные узлы, нотариальные, регистрационные и прочие организации?.. Миллионов десять, как минимум, наберется. Представляете, такой мегаполис, как Москва, не ест, не пьет, ничего не производит - в очередях стоит!

Не слишком ли расточительно для страны? И губительно!

Лариса КРАВЧЕНКО

От редакции.
Операция “Чиновник, будь человеком!” показала, что бесконечные очереди в различные организации по оказанию услуг населению на поверку явление небезобидное, вырастающее в категорию экономическую, социальную и, наконец, политическую.

Не случайно Госдумой принят Федеральный закон “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Он подписан Президентом России и вступил в силу в ноябре этого года. Некоторые статьи закона предусматривают, подчеркиваем, уголовную ответственность для чиновников, проявляющих хамство, бездушное отношение к гражданам, бюрократический произвол.

Но где гарантия, что чиновничья рать капитулирует под натиском закона? Она наверняка примется маневрировать, переписывать инструкции в угоду себе, любимой, упорядочивать время приема, требовать от посетителей горы новых копий, выуживать из их кошельков деньги. Как это случилось с недавно вступившим в силу законом о “дачной амнистии”. Исполнители читают и трактуют его по-своему, что уже вызвало возмущение и конкретные действия в высоких эшелонах власти. Так, губернатор Московской области Борис Громов был вынужден принять меры, чтобы умерить прыть иных администраторов районного звена, усмотревших в нововведении лазейки для безудержного обогащения местной казны.

Редакция намерена следить за событиями перестроечных процессов. С вашей помощью, дорогие читатели!

Другие материалы раздела
ХРОМОНОГИЙ ФАНТОМ ДОМЫСЛА
Журналисты некоторых средств массовой информации стремятся к вселенским обобщениям на пустом месте.
Преемника отправили к Хаттабу
В минувшее воскресенье в результате крупной спецоперации, проведенной силами ФСБ России и МВД Республики Дагестан, были уничтожены пять террористов. Среди них - эмиссар “Аль-Каиды” на Северном Кавказе Абу-Хавс.
Тихий Дон останется тихим
На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает начальник ГУВД Ростовской области генерал-лейтенант милиции Алексей БЕЛОЗЕРОВ.
Каждый день на передовой
15 ноября одному из самых известных подразделений Министерства внутренних дел России - Департаменту по борьбе с организованной преступностью и терроризмом - исполнилось 18 лет. Название этой структуры, с одной стороны, говорит само за себя, а с другой - определяет массу вопросов. Ведь понятия “организованная преступность”, “терроризм”, “коррупция” стали приметой нашего времени и в подробных комментариях не нуждаются. Тогда как суть работы сотрудников департамента, наоборот, сокрыта от общественного внимания. Чем наполнены будни борцов с организованной преступностью, рассказал читателям нашей газеты врид начальника ДБОПиТ МВД России генерал-майор милиции Евгений Семенченко.
Растопить душевный лед
За 12-летнюю милицейскую карьеру Наталья Мудрицкая дважды становилась лучшей, окончательно развеяв бытующий среди мужчин миф, что женщина может быть либо умницей, либо красавицей. В 1999 году она победила на конкурсе “Мисс милиция Ростовской области”, а в году нынешнем была признана лучшим инспектором по делам несовершеннолетних в стране.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru