“Красная звезда” - первое печатное издание, которому дал интервью новый министр обороны Российской Федерации Анатолий СЕРДЮКОВ. |
- Анатолий Эдуардович, каковы первые впечатления и настрой с момента назначения вас на должность министра обороны?
- Впечатления самые различные, но большей частью позитивные, настрой рабочий. Хотя многое, конечно, в Министерстве обороны для меня ново. Это и круг обязанностей, и особенности военного управления, и специфика выполняемых задач. Думаю, в максимально сжатые сроки мне удастся как следует освоить все стороны жизни и деятельности войск.
- Вы практически первый по-настоящему гражданский министр обороны России. Так что же, можно предположить, что гражданский контроль над армией теперь повысится?
- Действительно, я - человек сугубо штатский, хотя вкус солдатского хлеба мне знаком не понаслышке. Но, по моему мнению, любой руководитель такого ранга - это прежде всего управленец, говоря современным языком, топ-менеджер. В данном случае основная задача министра обороны - организация грамотного и результативного управления всем процессом подготовки и жизнедеятельности войск.
Что же касается узкоспециальных военных вопросов, то, поверьте, в Генеральном штабе и главкоматах хватает профессионально подготовленных специалистов.
Относительно гражданского контроля над Вооруженными Силами. Да, он необходим. Армия - это неотъемлемая часть общества, которое имеет полное право знать все, что в ней происходит. При этом контроль должен быть не формальным, а действенным.
- Какими вам видятся основные направления деятельности на посту главы военного ведомства?
- Прежде всего хочу подчеркнуть: модернизация Вооруженных Сил продолжится. Проводиться она будет поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств. Это и оснащение армии и флота современными образцами вооружения и военной техники, и продолжение перехода на контрактный способ комплектования, и укрепление законности и правопорядка в воинских коллективах, и повышение социального статуса военнослужащих, в том числе решение их бытовых вопросов.
Уверен, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы каждый рубль налогоплательщиков расходовался еще более рационально. Чтобы весь армейский механизм функционировал предельно эффективно, а военнослужащие и те, кто работает в частях и учреждениях, имели все, что им положено.
- Анатолий Эдуардович, на решении каких проблем вы будете делать основной упор?
- Сейчас Правительством уделяется большое значение вопросу перевооружения нашей армии. Военная техника и вооружение - это рабочий инструмент военного профессионала. А он, этот инструмент, должен соответствовать самым современным требованиям. И сейчас мы серийно закупаем новые образцы, комплектуем ими целые подразделения - батальоны, дивизионы, эскадрильи.
Но техника, образно говоря, “железо”, может ожить только в руках профессионально подготовленных людей. Поэтому назрела потребность в совершенствовании процесса подготовки высококвалифицированных военных специалистов.
К концу года завершится реализация Федеральной целевой программы “Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей” на 2004 - 2007 годы, благодаря чему 70 процентов численного состава Вооруженных Сил станет контрактно-профессиональным.
Необходимо продолжить этот процесс. На очереди - новая программа, в соответствии с которой уже весь сержантский и старшинский состав армии и флота, а также матросы плавсостава ВМФ должны быть переведены на военную службу по контракту.
Все эти мероприятия позволят существенно повысить боеспособность соединений и частей постоянной готовности, будут способствовать укреплению дисциплины и правопорядка.
- Весной и осенью этого года граждане призываются на 18 месяцев, а начиная с весны 2008 года - на 12 месяцев. С чем это связано?
- Такой поэтапный переход к одногодичному сроку военной службы неслучаен. Он призван максимально снизить определенное напряжение, которое может возникнуть в воинских коллективах в переходный период. Но еще лучше - вообще его не допускать.
Но сразу хочу оговориться. И переход на контракт, и сокращение службы по призыву сами по себе не являются панацеей от пресловутой дедовщины. Это лишь необходимая позитивная составная часть решения сложной проблемы, которая зависит от многих факторов. Необходим комплекс социально-правовых мер, повышение внутренней ответственности командиров и воспитательных органов, а также действенный гражданский контроль.
Выполнение перечисленных задач невозможно без решения проблем социального характера. Граждане, проходящие службу в армии и на флоте, должны чувствовать заботу со стороны государства. Солдат или офицер не должен думать на службе о социально-бытовых проблемах.
Эта защищенность заключается в обеспечении жильем, высоком размере денежного довольствия, эффективной системе социального обеспечения.
К сожалению, статус военного сегодня недостаточно высок. Его вряд ли получится повысить за короткое время. Однако работать в данном направлении будем целенаправленно.
- В последнее время в средствах массовой информации хватает досужих размышлений о том, что в Министерстве обороны ожидаются некие массовые кадровые и структурные изменения. Насколько они обоснованны?
- Что касается структурной и кадровой перестройки. Наверное, определенная корректировка деятельности существующих органов военного управления не только возможна, но и необходима. И ничего тут революционного или экстраординарного нет.
В настоящее время уже создана специальная рабочая группа, которая проводит анализ и оценку возложенных на Министерство обороны функций. Результатом ее деятельности станут рекомендации по оптимизации управленческого механизма.
Что же касается каких-либо кадровых перемещений, то они всегда были, есть и будут в любом ведомстве. Это нормальный, закономерный процесс. К тому же не следует забывать, что срок пребывания на военной службе имеет свои установленные пределы.
- В январе был образован и начал работать Общественный совет при Минобороны. Да и в целом внимание российской общественности к армии стало расти. Каким вы видите взаимодействие между Вооруженными Силами и обществом?
- Думаю, что это взаимодействие должно быть самым тесным. Нами уделяется особое внимание сотрудничеству с Общественным советом при Министерстве обороны и родительскими комитетами при воинских частях. Именно от них в первую очередь мы ждем действенной помощи и поддержки в решении существующих проблем.
Например, в период текущей призывной кампании впервые заработают родительские комитеты при военкоматах. Надеемся, что взыскательный и заинтересованный отцовский и материнский взгляд позволит избежать негативных моментов, которые еще встречаются у новичков в первые дни службы.
Да и в целом военное ведомство открыто к диалогу со всеми, кто заинтересован в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах, соблюдении гражданских прав военнослужащих и членов их семей. Мы также готовы продолжать активно взаимодействовать со средствами массовой информации, не боимся критики. Наоборот, мы ее приветствуем, особенно если она здоровая и конструктивная.
- Как часто вы намереваетесь посещать войска?
- Считаю, вопрос поставлен не совсем корректно. Что значит посещать войска? Я не в гости еду, не в театр или на выставку. Рабочие поездки - это достаточно эффективный инструмент в арсенале любого руководителя. Принимать какие-либо решения невозможно без знания положения дел на местах, пусть даже сутками напролет работая только в кабинете. Конечно, поток информации к министру идет огромный. Но одно дело знать обстановку, так сказать, “на словах”, из докладов, а другое - изучить ситуацию непосредственно в войсках, увидеть все своими глазами.
Например, если бы сам не убедился, никогда бы не поверил, что в прославленном Нахимовском военно-морском училище, в котором мечтают учиться тысячи мальчишек со всей страны, такая, мягко говоря, неприглядная “изнанка”. Грязь, мусор, осыпающаяся штукатурка и прогнившие полы... Каким станет наш флот завтра, если его будущее, его элита формируется в таких условиях? И нечего тут говорить об объективных трудностях. Все дело в конкретных руководителях, в отношении к делу. И спрос с каждого из них будет самый строгий и принципиальный.
- Известно, что вы сторонник исключительно внезапных проверок...
- По роду своей предыдущей работы я для себя четко уяснил: если заранее известно о том, где, когда и что будет проверяться, то никакого толка от этой проверки не жди. Не хочу, чтобы перед моим приездом красили траву и строили потемкинские деревни. Естественно, намечаются и плановые поездки. Периодичность работы непосредственно в соединениях и частях будет зависеть от целесообразности и складывающейся обстановки. В ближайшее время планирую совершить ряд поездок по военным округам. Обязательно побываю как в ближних, так и в самых отдаленных гарнизонах. И само собой разумеется - на различных командно-штабных учениях и совместных учениях с армиями других государств.
В целом, подытоживая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что прекрасно понимаю всю ответственность и сложность возложенных на меня задач. Для их качественного выполнения всецело использую свои навыки и накопленный опыт управления государственным ведомством, а также багаж знаний, полученных в стенах Военной академии Генштаба. А сегодня и в ближайшей перспективе все силы направлю на создание в самые короткие сроки более прозрачной системы рационального и целевого расходования бюджетных средств, поступающих в Вооруженные Силы.