Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Закон всегда рождается в... дискуссиях

С начальником Правового департамента МВД России, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации генерал­лейтенантом милиции Валерием ЧЕРНИКОВЫМ беседует Елена МЕЛЬНИКОВА.

Компетентно
С начальником Правового департамента МВД России, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации генерал­лейтенантом милиции Валерием ЧЕРНИКОВЫМ беседует Елена МЕЛЬНИКОВА.


- Валерий Васильевич, минул год, как отметили 60-летие юридической службы системы МВД России, подвели итоги сделанного - а они были весьма значимыми - и на III Всероссийском совещании руководителей подразделений правового обеспечения системы МВД России подробно проанализировали достигнутые результаты и наметили основные направления развития правовой работы в системе министерства. В каких правовых актах это нашло отражение?
-Появились два концептуальных документа ¬ Основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007¬2017 годы (приказ МВД России от 5 января 2007 года № 5) и Наставление по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 5 января 2007 года № 6).
Первый документ ориентирован на долгосрочную перспективу. В нем нашли отражение современные представления ведущих специалистов юридической службы системы МВД России о направлениях правовой работы.
Второй документ отражает современный взгляд на организацию и содержание правовой работы в системе МВД России, регламентирует задачи и функции основных ее субъектов.

Рождались они непросто, формулировки оттачивались подчас в острых дискуссиях. Работа была поистине коллективная и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей правовых подразделений аппарата министерства, научно¬исследовательских и образовательных учреждений за вклад в их подготовку.

По нашему мнению, внедрение положений указанных документов в практическую деятельность органов и войск позволит сделать очередной шаг в развитии правовой работы в системе МВД России. Вернее, это уже и происходит. Так, основные усилия в первом полугодии 2007 года в области правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России были сконцентрированы на реализации Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнении задач, поставленных в Директиве министра внутренних дел Российской Федерации, положений Основных направлений и вышеупомянутого Наставления.

- МВД принимает участие в разработке проектов законодательных актов как по поручению Правительства, так и по своей инициативе. И нередко сопровождает их и в Правительстве, и в палатах Федерального Собрания. Что нового принес этот год?
- Работа эта, честно говоря, сложная, ибо здесь недостаточно только юридических знаний. Нужно иметь политическое чутье, понимать закономерности и тенденции развития общественных отношений, государственной политики, конкретного явления.

Любой закон есть компромисс противоположных интересов. И достигается он порой в острейшей дискуссии. У кого весомее аргументы и умение их преподносить, тот имеет больше шансов на успех.  

В первом полугодии этого года руководство министерства и ведущие специалисты подразделений МВД России приняли участие более чем в 30 пленарных заседаниях, 3 “правительственных часах” Государственной Думы и Совета Федерации, в 46 заседаниях комитетов и комиссий Федерального Собрания, 9 парламентских слушаниях, 14 круглых столах, затрагивавших интересы министерства.

Если вести отсчет от шестидесятилетнего юбилея, то за прошедший год министерство принимало участие в разработке более 50 федеральных законов
(31 за первое полугодие 2007 года), 20 указов Президента Российской Федерации (10 ¬ первое полугодие), более 50 постановлений Правительства Российской Федерации (34 ¬ первое полугодие).

Среди принятых законодательных актов следует выделить:
Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16¬ФЗ “О транспортной безопасности” (созданы правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера);

Федеральный закон от 10 мая 2007 года № 70¬ФЗ “О внесении изменений в статьи 214 и 244 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (Закон направлен на усиление уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения экстремистской направленности);

Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90¬ФЗ “О внесении изменений в Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации” (по вопросу о процессуальных полномочиях начальника специализированного подразделения дознания, сроках производства предварительного расследования в форме дознания).

Среди принятых подзаконных актов отмечу постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 134 “Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” (впервые сделан крупный шаг в создании необходимых условий для исключения давления со стороны криминала на судопроизводство).

Активную нормотворческую работу проводят в Главкомате внутренних войск, Следственном комитете при МВД России, Департаменте охраны общественного порядка, Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, Организационно­инспекторском департаменте, Департаменте тыла и ряде других.

Достигнутое стало возможным благодаря помощи министерству в сфере нормотворчества со стороны депутатского корпуса, членов Совета Федерации, наших коллег в Администрации Президента Российской Федерации и аппарате Правительства Российской Федерации.

Признательны за многолетнюю поддержку руководства Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Минюста России.
Принимаемые акты в сфере внутренних дел в субъектах Российской Федерации направлены на профилактику административных и уголовных правонарушений, охрану общественного порядка и борьбу с преступностью.

Многие годы мы не изменяем принципу: каждый шаг сотрудника и военнослужащего должен опираться на прочный правовой фундамент, чтобы не возникало соблазна трактовать закон по собственному разумению.

Значительное число законодательных и иных нормативных правовых актов было направлено на совершенствование административного законодательства и внесение изменений и дополнений в региональные программы профилактики и борьбы с преступностью.

Вот лишь некоторые:
Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1267¬КЗ “Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае”;
Закон Кировской области от 27 марта 2007 года № 103¬ЗО “Об областной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в Кировской области в 2007¬2009 годах”;

Закон Ростовской области от 15 марта 2007 года № 652¬ЗС “Об областной целевой программе профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007¬2010 годы”;

Закон Рязанской области от 7 мая 2007 года № 56¬ОЗ “О народных дружинах в Рязанской области”.

Совершенствуется нормативно¬правовое регулирование социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, пенсионеров системы МВД России, работников и служащих органов внутренних дел Российской Федерации. Закон Вологодской области от 11 января 2007 года № 15421¬ОЗ “О внесении изменений в статью 5 Закона области “О мерах социальной поддержки” продлевает действие Закона области, устанавливающего доплату сотрудникам органов внутренних дел; принято постановление правительства Свердловской области от 29 января 2007 года № 60¬ПП “О дополнительных выплатах сотрудникам службы участковых уполномоченных милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области”.

- Помимо функции, связанной с совершенствованием нормативно¬правовой основы деятельности органов внутренних дел, правовые подразделения призваны обеспечивать законность в издаваемых министерством актах...
- Совершенно верно, и осуществляется это направление путем проведения правовой экспертизы. Это очень кропотливая процедура на предмет соответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. За первое полугодие специалистами правовых подразделений было проведено более 40 тысяч экспертиз.

Наша цель (задача максимум) заключается в проведении сплошной правовой экспертизы проектов, заключаемых органами внутренних дел и внутренними войсками гражданско¬правовых договоров, принимаемых нормативных правовых актов, а также приказов по личному составу, связанных с увольнением сотрудников, военнослужащих и работников по отрицательным основаниям или наложением на них дисциплинарных взысканий.

Необходимо отметить, что в отчетный период продолжали иметь место факты, если можно так выразиться, низкого качества представляемых на правовую экспертизу в ПД МВД России проектов нормативных правовых актов. Недостаточный уровень первичной проработки документов подразделениями ¬ головными исполнителями (на стадии его разработки) ¬ увеличивал сроки их прохождения от первоначальной разработки до представления на подпись министру.

Как правило, основными недостатками проектов и причинами их возврата исполнителям являлись несоответствие вводимых правовых новелл нормам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, неверно избранный вид нормативного правового акта, использование терминологии, не имеющей установленного правового содержания, редакционные и юридическо­технические погрешности документа.

В настоящее время налажен обмен информацией с подразделениями МВД России по наиболее проблемным вопросам применения законодательства в случае обнаружения пробела или при возможности его неоднозначного толкования.
Проводится также работа по обеспечению законности в проведении конкурсов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для нужд МВД России. Сотрудники правовых подразделений призваны:

-осуществлять правовой контроль на всех этапах договорно­правовой деятельности в органе (подразделении), в том числе контроль исполнения контрагентами условий заключенных договоров;
-создать действенную систему консультирования по вопросам, связанным с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а также по вопросам заключения договоров с хозяйствующими субъектами;
-проверять проекты контрактов, подлежащих заключению, на предмет соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
-активизировать досудебный (претензионный) порядок разрешения споров.
-Одной из важных составляющих вашей работы является судебно­исковая деятельность. Какого рода требования предъявлялись через суд к МВД?
-Действительно, мы привыкаем работать в условиях правового государства, где главным арбитром выступает суд. Он и разрешает все социально­правовые конфликты.

На сегодняшний день сохраняется тенденция сокращения числа исков, предъявляемых к органам и подразделениям системы МВД России, что свидетельствует о повышении эффективности профилактики исков.

Меняется структура исковых требований. В прошлое уходят иски о взыскании денежных средств за участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях. Однако в отдельных регионах наблюдается увеличение количества пенсионных споров. За полугодие к системе Министерства было предъявлено более 37 тыс. исков. Удовлетворено - 16,5 тыс.

В основном требования пенсионеров МВД касаются взыскания недополученной пенсии с учетом увеличения МРОТ и продовольственного пайка, а также связаны с перерасчетом при увеличении должностных окладов действующим сотрудникам органов внутренних дел на 25 процентов в марте 1995 года.
Другой значительной по объему предъявляемых требований по суммам категорией являются иски по обжалованию незаконных действий органов и должностных лиц. Предъявлено почти 1400 таких исков. Судами удовлетворено 252 иска на сумму свыше 14 млн руб.

Предметом исковых требований дел данной категории, рассматриваемых в судах, являются: незаконное привлечение к уголовной ответственности; незаконное содержание под стражей; незаконное задержание; незаконное изъятие материальных ценностей, причинение вреда чести и достоинству; несоблюдение административного законодательства в области безопасности дорожного движения.

Наибольшее количество исков, предъявляемых к органам и подразделениям системы МВД России, связано с обжалованием действий сотрудников органов следствия, дознания, подразделений по экономическим и налоговым преступлениям, уголовного розыска, ГИБДД.

Подобное состояние дел приводит не только к существенным убыткам из казны Российской Федерации, но также не способствует повышению авторитета МВД России.

Порой не слишком торопимся отреагировать на публикации в СМИ, которые необъективно отражают деятельность органов внутренних дел, а иногда просто порочат честь, достоинство, деловую репутацию сотрудников органов внутренних дел.

Не могу не упомянуть о работе наших специалистов во главе Временной группы МВД России, на которую была возложена обязанность по обжалованию судебных актов о взыскании денежных средств за участие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в проведении контртеррористических операций на территории Северо­Кавказского региона Российской Федерации и ликвидации последствий осетино­ингушского конфликта, вынесенных с нарушением норм материального и (или) процессуального права.

В течение трехмесячной работы было подготовлено и предъявлено в Верховные суды республик Ингушетия, Северная Осетия¬Алания и Чеченской около двух тысяч надзорных жалоб, что предотвратило массовое хищение средств федерального бюджета. Эта работа будет продолжена.

Работа по профилактике исковых требований к органам внутренних дел на надлежащем уровне поставлена во многих МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. И результат не заставил себя ждать.

Значительно меньше предъявлено исков к МВД по Республике Адыгея, УВД по Омской области, УВД по Калининградской области, МВД по Республике Карелия, ГУВД по Кемеровской области, ГУВД по Саратовской области, МВД по Республике Коми, УВД по Владимирской области, УВД по Рязанской области и ряду других.

Кроме того, в большинстве органов и подразделений МВД России активно используется практика обжалования судебных решений, вынесенных не в пользу системы министерства, как в апелляционном и кассационном порядках ¬ по судебным решениям, не вступившим в законную силу, так и в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (в арбитражных судах ¬ также в кассационном порядке) ¬ судебных решений, вступивших в законную силу.

Мы подготовили почти 400 ответов на обращения заинтересованных подразделений Министерства и других учреждений, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России и граждан. Основное количество поступивших обращений касалось разъяснения вопросов предоставления социальных льгот и гарантий, установленных как законодательными актами, так и ведомственными нормативными правовыми актами.

Анализ качественной составляющей поступивших на рассмотрение обращений позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев обращения, поступившие из МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, касаются правоприменительной практики и не связаны с какими¬либо проблемными вопросами или пробелами в законодательстве.

- Департамент является головным правовым подразделением в системе МВД. Какой смысл вкладывается в это определение?
- Это возлагает на нас ответственную обязанность быть, что называется, законодателем мод в области организации и совершенствования методов, форм и технологий правовой работы.

Конечной целью мы считаем обеспечение правовыми средствами неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, в том числе сотрудника, военнослужащего и работника системы МВД России.

Сотрудниками Департамента осуществляются выезды в субъекты Российской Федерации для проверки организации и состояния правовой работы, оказания практической помощи подразделениям правового обеспечения системы МВД России.

Совершенствуется механизм правового информирования, обеспечивающий оперативное освещение и разъяснение новых нормативных правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. В рамках реализации Программы МВД России “Создание единой информационно­телекоммуникационной системы органов внутренних дел” на уровне горрайорганов внутренних дел устанавливается современная компьютерная техника. В практической деятельности органов внутренних дел активно используются разработанные ПД МВД России автоматизированные информационно­поисковые системы “НПА МВД России” и “Судебная практика”.

- Хотелось бы услышать о перспективах современного правоохранительного законодательства...
- Продолжается работа по дальнейшему развитию уголовного и уголовно¬процессуального законодательства. Речь идет, прежде всего, о работе над следующими законопроектами:

“О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации” (об установлении повышенной уголовной ответственности должностных лиц за совершение служебного подлога и халатности, когда они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства;
“О внесении изменения в статью 217 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации” (по вопросу о порядке ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела);
“О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации” (в части усиления мер уголовной ответственности за незаконное лесопользование);
“О внесении изменений в статью 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации” (относительно понятия и усиления ответственности за торговлю людьми).
Все более масштабное участие в международном сотрудничестве объективно ставит вопросы о подписании и ратификации ряда ООНовских и европейских документов. МВД России в частности завершает работу над ратификационными процедурами по следующим международным правовым актам:
Европейская конвенция о передаче уголовного судопроизводства (1972) ¬ уже в Государственной Думе;
Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (1978);

Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (1997).
Будет продолжена работа по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях.

В качестве приоритетных определены меры по формированию профилактического законодательства.

Во исполнение решения Совета безопасности продолжается работа по разработке федеральной программы по профилактике преступлений и иных видов правонарушений, а также федерального закона “Об участии граждан в обеспечении правопорядка”.

Совместно с депутатами проводится доработка проекта федерального закона “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

В поле зрения находится работа по нормативному правовому обеспечению безопасности дорожного движения.

Предметом пристального внимания остается антикоррупционное законодательство. Мы присоединились к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которые представляют собой комплексную правовую основу для практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционного характера, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств, возвращения средств, полученных преступным путем, в страну происхождения, а также содержат ряд стандартов по предупреждению и борьбе с коррупцией.

К числу приоритетных задач отнесено обновление законодательства о частной охранной и сыскной деятельности и об оружии.

С нашим участием подготовлен проект федерального закона “О правоохранительной службе”.

Завершена работа над проектом федерального закона “О геномной регистрации человека”;

Хочу отметить, что важно не только количество, а, в первую очередь, качество законов. Множественность законов всегда затрудняет их правоприменение. Немецкий публицист и литературный критик начала ХIХ века Людвиг Берне в одном из своих произведений по этому поводу высказался весьма образно: “Если бы природа имела столько законов, как государство, сам господь не в состоянии был бы управлять ею”.

Что же касается оперативного доведения всех законодательных новшеств до правоприменителя, то мы возлагаем большие надежды на уже созданные и активно работающие автоматизированные системы сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативных правовых актов.

 

Другие материалы раздела
Почем слава?
Сотрудниками Управления внутренних дел по Ярославской области пресечена деятельность торговцев государственными наградами.
Ярлык абсурда
Некоторые средства массовой информации в погоне за “сенсациями” продолжают очернять органы внутренних дел. Вот один из перлов центральной газеты...
“Почем куры в Кабарде?”
...Командир разведбата 46-й бригады исподлобья смотрит на лейтенанта-радиоэлектронщика. “Золотая молодежь” 2004-го! Невооруженным глазом видно, с “гражданки” “приехало тело”...
Когда зажигают чемпионы
В деревне Садки, что в Истринском районе Московской области, состоялись всероссийские соревнования “Динамовская лыжня - 2007”.
Золотые “тельцы”
Уникальную схему мошенничества с золотыми слитками, в которой оказались замешаны сотрудники двух ведущих российских банков - Банк “Новая Москва” (НОМОС-Банк) и “Российский капитал”, - раскрыли сотрудники УФСБ по Москве и Московской области.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru