Что-то непонятное творится на наших телеэкранах. Если прав тот, кто считает, что телевизор - зеркало жизни, то выходит, не слишком нормально мы живем. |
Заметки обозревателя
Что-то непонятное творится на наших телеэкранах. Если прав тот, кто считает, что телевизор - зеркало жизни, то выходит, не слишком нормально мы живем. Вот, к примеру, выдержка из телепрограммы всего одного дня начала декабря. “Агент национальной безопасности”, “Каменская”, “Тайны следствия”, “Улицы разбитых фонарей8”, “Ментовские войны3”, “Возвращение Мухтара2”, “Затмение”, “Спецгруппа”, “След”, “Ликвидация”, “Марш Турецкого3”, “Кулагин и партнеры”, “Безмолвный свидетель”. Как вы понимаете, все это остросюжетные (по крайней мере так их называют в аннотациях) ленты российского кинобизнеса. Однако телепрокатчикам одних отечественных кошмариков показалось мало, и в программы каналов добавили “Закон и порядок”, “Место преступления Майами”, “Крутой Уокер”. Вполне вероятно, я чтото пропустил, но и так становится ясно, что наш телеэфир постепенно становится самым детективным в мире. Различного рода боевики, конечно, находят своего зрителя. Собственно, у него и выбора-то не остается. Я и сам не прочь попереживать вместе с героями того или иного фильма за исход запутанных расследований уголовных дел. Но все же, сколько можно, господа продюссеры? Такое впечатление, что киностудии в последние годы снимают главным образом фильмы только этого жанра, да, пожалуй, еще слезливые мелодрамы для домохозяек, изредка разбавляя этот нескончаемый поток чемто “из другой оперы”, типа фильмов по произведениям Солженицына и Шаламова.
Поскольку главные действующие лица большинства перечисленных телесериалов - сотрудники милиции, причем показанные исключительно с положительной стороны, настоящим стражам порядка, казалось бы, только радоваться остается - престиж профессии растет, уважение в обществе укрепляется, поднимается авторитет работника органов внутренних дел. Однако нынешний явный перебор, на мой взгляд, может привести как раз к обратному результату, когда перенасыщение одинаковыми образами вырабатывает у людей устойчивую ненависть к этим героям, их прототипам и всему, что с ними связано.
Думается, мало способствует повышению авторитета профессии работника правоохранительных органов и подход авторов фильмов к созданию своих “шедевров”. Уж больно много в их сюжетах несуразностей, различных неточностей, а то и просто глупости. Вот, например, киношка под названием “Безмолвный свидетель”. Девица на высоченных каблуках, опоясанная фотоаппаратом, почемуто командует всеми на месте преступления. Кто она такая: прокурор, следователь, оперативник? Судя по фотокамере, простой эксперт. Тогда почему похозяйски распоряжается, да еще имеет наглость опрашивать свидетелей? Если же следователь, то зачем ей фотоаппарат? Кстати, герои фильма обычно выдвигают версии, лишь мельком взглянув на очередной изуродованный труп, и, как правило, попадают в точку. Вот это профессионалы!
Аналогичной теме, работе экспертов-криминалистов, посвящен сериал “След”. Я не кинокритик, и художественным качествам фильма оценку давать не вправе, но вот относительно фактов... Специалистыпрактики, безусловно, смеются. Тут такие исследования выдумали, за реализацию которых можно сразу Нобелевскую премию давать. И опятьтаки эксперт оказывается главным действующим лицом в раскрытии преступлений и на месте преступления всеми руководит. Опера отдыхают. Прокуроры тоже.
А в “Улицах разбитых фонарей”, которые переживают уже восьмую реинкарнацию, эксперт хоть и не командует, зато делает любые анализы: от вскрытия трупов убиенных до исследования оружия, как огнестрельного, так и холодного. Он вообще умеет все, что относится к профессии: давать заключения по отпечаткам пальцев, исследованию транспортных средств, драгоценностей, ядовитых веществ. Эдакий многостаночник. Понятно, вводить в кино дополнительные персонажи накладно, большинство зрителей все равно ничего не заметят. А то, что подобные картинки абсолютно противоречат действительности, мелочь.
Как, скажем, мелочь и то, что герои “Возвращения Мухтара” оперативники уголовного розыска - сидят в одном кабинете со следователем, пусть и симпатичным, но уж никак не имеющим права командовать сыщиками, особенно в части времени прихода на работу. То, что герои - представители совершенно разных милицейских служб, которые, как правило, вообще работают в разных зданиях, опятьтаки ерунда. Кстати, в этом фильме тоже есть эксперты, и тоже всемогущие. Авторам и невдомек, что каждое исследование может проводить специалист определенного профиля, к тому же имеющий специальный допуск к проведению тех или иных экспертиз.
“Марш Турецкого” в этом отношении отдельная песня. Неплохой в целом фильм, с хорошими актерами, но както слабо верится, что заместитель генерального прокурора бегает по темным переулкам, лично отлавливая бандитов, следователь выхватывает изпод пиджака пистолет чаще, чем берет в руки авторучку, начальник МУРа самоотверженно выезжает во главе группы задержания, а все вместе они по поводу и без оного регулярно пьют то коньяк, то водку, как конченые алкоголики. Правда, создателям этого фильма нужно отдать должное они честно признаются в титрах, что события на экране не имеют ничего общего с реальностью. Остальные их коллеги себя этим не утруждают. Вот написали бы, что это фантастический фильм, и вопросов бы не было.
Раньше, насколько помнится, при создании фильмов про милицию приглашались консультанты, причем с большими звездами на погонах. Тогда, конечно, тоже можно было обнаружить кое-какие неточности. Но сейчас... Да обычного постового пригласите, он вам с десяток глупостей найдет в десяти сценах.
Однажды в какойто газете прочитал интервью с одним режиссером подобного кино. Ему попеняли, мол, не очень-то события, им снятые, похожи на действительность. Тот ответил понынешнему хлестко и емко: “Пипл схавает”, что в переводе на нормальный русский язык означает “Народ проглотит”. Простите, уважаемый, “хавать” подобную ерунду да еще в таких количествах както уже надоело...
Андрей ШАБАРШОВ