Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ РОССИИ В... РОССИЮ

Специальный репортаж
Охота к перемене мест традиционно случается у наших граждан летом. Еще бы - период отпусков. Курортный сезон в самом разгаре. Подавляющее большинство едет в теплые края, но и в русскую Прибалтику, то есть в Калининградскую область, поток туристов с каждым годом растет. Да и жители эксклава тоже не желают сидеть взаперти. Еще несколько лет тому назад для желающих совершить наземное путешествие в нашу заграницу или наоборот особых проблем не возникало. Взял билет, сел в вагон и… Вступление Литвы в Евросоюз и введение визового режима существенно осложнили процедуру путешествия. Соответственно и работа сотрудников транспортной милиции на этом направлении претерпела некоторые изменения. Какие именно? Для того чтобы выяснить это, наш корреспондент отправился в путешествие из Москвы в Калининград вместе с нарядом сопровождения поезда.

Консульство в купе
Внешне поезд, стоящий у перрона Белорусского вокзала, ничем не отличается от своих собратьев. Разве что раскраской. Но внутри вагона сразу же чувствуется уют: полки аккуратно застелены, на столиках скатерти и вазочки с цветами. Раньше львиную долю пассажирского парка российских железных дорог составляли восточногерманские выгоны. Теперь же мне предстоит поездка в нашем, отечественном, собранном на Тверском вагоностроительном заводе. Купе здесь более просторные, хорошо освещенные. Предусмотрено отдельное купе для инвалидов и даже душ. Вроде бы пустячок, а приятно. Да и биотуалетами можно пользоваться даже на остановках.
Знакомлюсь с сотрудниками милиции, с которыми мне предстоит провести под одной крышей целые сутки. Старший наряда - начальник отделения охраны общественного порядка и исполнения административного законодательства ЛОВД на станции Калининград капитан милиции Алексей Яцкевич, его напарник и соответственно подчиненный - старший сержант милиции Александр Белянский.
Оба сотрудника не новички в своем деле. Они прекрасно знают все нюансы железной дороги, хорошо знакомы с поездной бригадой. Еще бы! Оба вот уже несколько лет колесят по различным маршрутам на поездах, которые формируются в Калининграде.
Три купе в штабном вагоне занимает консульская служба Литовской Республики. Сотрудники дипмиссии словоохотливы. Все прекрасно, практически без акцента говорят по-русски. Тем, что абсолютно все поезда, транзитом проходящие через Литву, сопровождаются нарядами милиции, они очень довольны.
- Разные ситуации случаются в дороге, - говорит атташе консульской группы Мариюс Нелюпвис. - Бывало, что отдельные пассажиры, особенно употребившие алкоголь, пытаются оскорблять нас и даже в драку лезут. Впрочем, такие происшествия скорее исключение, чем правило, и возникают конфликты крайне редко. Да уже само наличие стража правопорядка в поезде отрезвляет буйные головы.
А визовые проблемы у некоторых пассажиров возникают. По мере своих возможностей консулы стараются помочь. Как раз в момент нашей беседы в консульское купе стучится женщина. Проблема. Кассирша на вокзале ошиблась: отчество пассажирки - Владленовна, а в билете написано Владимировна. Возникает вопрос: что делать? Дадут ли ей визу, пропустят ли пограничники? Внимательно изучив документы, консул принимает решение: выдать визу. Явно Владленовна ни при чем. Хотя есть и ее вина. Получая билет на руки, могла бы и проверить, все ли правильно написано.
- Типичная ситуация, - добавляет сотрудник консульства Юриус Юодагальивис, - отсутствие в загранпаспорте родителей фотографии несовершеннолетнего ребенка. Почему-то некоторые паспортно-визовые подразделения, особенно это касается российской глубинки, вписывают детей в паспорта, а вот фотографии не вклеивают. Видимо, устаревшими инструкциями руководствуются. И что делать пассажирам в таком случае? Выходить на приграничной станции? По мнению литовской стороны, проблему можно было решить, если бы вместе с нарядом милиции поезд сопровождал представитель Федеральной миграционной службы России, уполномоченный исправлять ошибки своих коллег.
Охрана литовской передвижной дипмиссии - одна из обязанностей сотрудников наряда сопровождения. Только почему-то на эту дополнительную нагрузку литовская сторона денег не выделяет. Еще одна неприятность, которая может подстерегать россиян, желающих попасть в Янтарный край с Большой земли поездом, - отказ в выдаче транзитной визы. Впрочем, об этом бедняге скажут в кассе вокзала. Билеты в Калининград надо покупать за 28 часов до отправления поезда. Это время специально выделяется для оформления виз.
- В прошлом году консульство отказало в визах двум молодым москвичам. Они путешествовали по Франции на автомобиле, совершили ДТП и с места происшествия скрылись. Нарушителей объявили персонами нон грата во всем Евросоюзе. Соответственно Литва им не выдала даже транзитных виз.

Тревожный сигнал
“Мы - россияне” - так называется программа правительства Калининградской области. В соответствии с ней школьники области во время летних каникул совершенно бесплатно совершают экскурсионно-образовательные поездки по историческим местам своей большой Родины. Дети, оторванные от метрополии, посещают Москву и Санкт-Петербург, города “Золотого кольца”, некоторые другие регионы. Вот и сейчас в нашем составе два вагона с детьми. Транспортной милиции предписано держать эти вагоны под особым контролем. Проходит несколько часов, и именно из “детских” вагонов поступает тревожный сигнал. Проводница по внутреннему телефону сообщила начальнику поезда Сергею Савину о том, что группа пассажиров, которым почему-то (вопреки распоряжению руководства железной дороги) продали билеты в спецвагон, распивают спиртные напитки. Мы немедленно следуем туда. Действительно, четверо мужчин ведут себя не слишком педагогично. Вагон плацкартный, дети все видят. На столике бутылка водки, закуска. Разговор у милиционеров с выпивохами довольно жесткий: либо немедленно прекращаете безобразничать, либо на ближайшей станции покинете поезд. Полномочия такие у бригадира имеются. Он вправе после составления протокола высадить хулиганов. Билет при этом аннулируется. Угроза действует. Один из мужчин заверяет милиционеров, что подобного не повторится, и демонстративно выливает содержимое бутылки в туалет. Забегая вперед, скажу, что больше жалоб на этих пассажиров не было: до самого Калининграда мужчины вели себя прилично, не выпивали и даже курить уходили в соседний вагон. Как рассказывают милиционеры, высаживать выпивох и иных нарушителей им приходится довольно часто.

Визы для правосудия
Что должен делать сотрудник милиции при поступлении сигнала о правонарушении? Казалось бы, вопрос глупый. Он четко прописан в руководящих документах. Но здесь, в этом поезде, есть свои особенности. И главная из них - зависимость от границ. Железнодорожный состав - не корабль. Он не под флагом своей страны следует, а значит, не остается территорией России за границей, и преступление, совершенное в поезде в тот момент, когда он следует по литовской территории, автоматически подпадает под местную юрисдикцию.
- Увы, - говорит капитан Яцкевич, - даже если мы раскрыли преступление и задержали подозреваемого, мы не можем высадить его в Вильнюсе, например, и передать литовской полиции. Несмотря на международные правовые нормы, они его попросту не возьмут: мол, это ваш гражданин, сами и разбирайтесь, а нам лишние хлопоты совершенно ни к чему. В таких случаях задержанного доставляем до ближайшей станции на территории России или Белоруссии. С белорусской милицией таких проблем не возникает. Хотя если преступление носит тяжкий характер или особо тяжкий (к счастью, таких случаев в обозримом прошлом не было), то литовская полиция обязана принять дело к рассмотрению.
Уже потом, после встречи с руководством Западного УВДТ, я узнаю, что сотрудничество с литовской полицией все же налаживается. Только за последний год начальник Западного УВДТ генерал-майор милиции Александр Туривненко два раза встречался с высокопоставленными полицейскими чиновниками соседнего государства. И небезрезультатно. Например, беспокоили наших грузополучателей, а соответственно и сыщиков хищения из товарных поездов. Воровали в основном дорогостоящую электронику. Вскоре оперативники выяснили, что воруют аппаратуру в то время, когда поезда передвигаются по Литве. И литовцы помогли: вычислили злоумышленников и арестовали всю шайку.

Начальник Западного УВДТ генерал-майор милиции Александр Туривненко:

- Прежде чем что-либо требовать от своих подчиненных, надо создать условия для плодотворной работы. Это мое твердое убеждение. Взять, к примеру, линейный отдел в аэропорту Храброво. Раньше он представлял собой небольшое строение, напоминающее трансформаторную будку. Ютились все службы в трех небольших комнатах. Теперь же сотрудники милиции, обслуживающие столь серьезный объект, получили прекрасное помещение, отремонтированное по лучшим европейским меркам. А в морском порту до прихода нового руководства отдел дислоцировался в полузатопленном бараке, оставшемся еще с довоенных времен. Сейчас же в отдел не стыдно экскурсии приводить. Поступила в управление новая техника, автомобили, скоростные катера. Теперь сотрудникам есть не только где работать, но и спортом заняться, отдохнуть.
Во многом нам помогает администрация морского порта, аэропорта, руководители этих структур понимают, что вкладывают деньги в безопасность своего бизнеса. Увы, железная дорога пока мало заботится о сотрудниках транспортной милиции. Могли бы железнодорожники и в свой оздоровительный лагерь милицейских детишек пригласить, в своей поликлинике обслуживать, в свой дом отдыха путевки выделять. Увы, делать это они пока не спешат.
Одна из проблем, с которой сталкивается транспортная милиция самого западного региона, - кадровая. Из соседних областей сотрудников не пригласишь по той причине, что их (областей соседних) здесь попросту нет. А молодые калининградцы не торопятся идти сюда на работу. Что смущает? Безусловно, зарплата. Невелика она здесь. Местной милиции губернатор доплачивает из областного бюджета. А вот транспортникам - нет. Не имеет на это права. Статьи расходов такой нет. А ведь странно. Сотрудники транспортной милиции чей покой оберегают? Правильно! Тех же жителей области. Да и правительство области не торопится помогать транспортной милиции. За последние годы не было выделено ни одной квартиры, ни одного места в детских садиках. Впрочем, находим собственные силы для решения проблем. Так, уже в этом году будет заложен многоквартирный дом, а это серьезная мера для улучшения социально-бытовых условий сотрудников управления.

Таможня дает добро, но…
Поезд приближается к западному рубежу России. Пограничного контроля в Смоленске нет. В Гудогае (пограничная станция) стоянка длительная. В вагон заходят белорусские пограничники. Сначала вдоль купе пробегает ушастый спаниель. Собачка принюхивается, но ничего интересного для себя не находит. Сержант-кинолог задерживается в вагоне не более минуты. Зато молоденький пограничник настроен решительно. Больно уж ему не нравятся сотрудники российской милиции. Вооружившись отверткой, специальным ключом и фонариком, он устраивает в купе настоящий обыск. Открывает крышки люков, заглядывает в каждую щель. Видимо полагая, что милиционеры только тем и занимаются, как провозкой контрабанды. А таможенник пересчитывает количество пачек сигарет. Больше одного блока не положено. Впрочем, к разочарованию погранца, ничего незаконного обнаружить ему не удалось. Милиционеры к такому повороту событий относятся спокойно. Ну уж больно хочется солдату-срочнику поиздеваться над офицером. Вот и придирается.
- Не так давно, - рассказывает Алексей, - произошел неприятный случай. Одна женщина везла в подарок сыну плазменный телевизор. Казалось бы, едет из Россию в Россию. Ан нет! Не положено. В Белоруссии свои законы. Не пропустили. Точнее, пропустили бы, но с одним условием: пошлину заплати и проезжай. А пошлина не маленькая. Чуть ли не полстоимости самого электронного изделия. Пришлось пассажирке сдавать подарок в камеру хранения, чтобы на обратном пути забрать с собой в Москву.

Начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России генерал-лейтенант милиции Вячеслав ЗАХАРЕНКОВ:

- Калининградская область имеет огромное значение для нашей страны. Отрезанная от метрополии, эта неотъемлемая часть России, как никакой другой регион, зависит от того, насколько хорошо функционируют транспортные артерии. После того как в
2003 году вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее транзит железнодорожного транспорта между Калининградской областью и остальной территорией России, руководство департамента уделяет Западному УВДТ повышенное внимание. Мы изыскали резервы. Была введена дополнительная штатная численность личного состава, выделены немалые средства для приобретения техники, вооружения, обучения личного состава.
С приходом нового руководства управления намного больше внимания уделяется людям, работающим на этом сложном участке. Произошли кадровые изменения. Избавились от тех сотрудников, которые, мягко выражаясь, служили балластом. На ключевые руководящие должности назначили грамотных, болеющих за дело специалистов. Всерьез занялись благоустройством служебных помещений и решением социальных проблем. Хотя нерешенных вопросов здесь остается еще немало. Полагаю, что это правильный подход. Все эти меры дали свои плоды и в кратчайшие сроки отразились на результатах служебной деятельности.
Из отстающих управление переместилось в число стабильно работающих подразделений транспортной милиции страны. Мои выводы подтверждаются результатами недавней контрольной проверки. Конечно же, недостатки были выявлены. Но, как говорится, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Проверки на дорогах
Зато с белорусскими милиционерами у нашей группы сопровождения отношения прекрасные. На всех белорусских станциях к составу подходят сотрудники местной транспортной милиции, интересуются обстановкой, сообщают свою информацию. Более того, в соответствии с договоренностью между министерствами руководители белорусских линейных подразделений имеют право даже проверять несение службы российскими милиционерами. А это дисциплинирует сотрудников. Наряд сопровождения следует в калининградских поездах без оружия. Кстати, случалось, привозили из командировок милиционеры за это замечания от проверяющих из других российских ЛОВД. Ну не всегда оперативный дежурный в Москве или Питере понимает, что не положено этому наряду иметь с собой пистолеты. Единственное, на что согласились литовские власти, - пропускать сотрудников милиции со спецсредствами.
На остановках в Литве пассажирам запрещается выходить из вагонов на перрон. За этим строго следят литовские пограничники. Да и идти-то здесь некуда. Все перроны находятся за металлическими заборами. Европа…
Литву мы проскакиваем за несколько часов. Нестеров - первый город на российской земле. Здесь начинается Калининградская область. Процедура пограничного и таможенного оформления длится недолго, и мы въезжаем в Янтарный край.

Евгений КАТЫШЕВ
Фото автора
Калининград – Москва

 

Другие материалы раздела
БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА
КУРОРТНЫЙ ПОЕЗД
Судьбы
Игра нашего будущего

«Щит и меч» своей акцией открыл команду мальчишек «Метеор», которая сразу взяла «серебро» во Всероссийском конкурсе «Золотой пьедестал».

Последний парад в Голом поле
Военная история России творилась на многих ратных полях: на Куликовом, Бородинском, на просторах Курской дуги… Но есть среди этих хорошо известных всем мест и Голое поле, где была одержана еще одна победа - не столько силой оружия, сколько силой духа.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru