Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

ТЕРРОРИСТАМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН

Это милицейское управление было создано в начале 70-х годов прошлого столетия, когда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Коснулась она и СССР: в Сухумском аэропорту террористы, захватившие воздушное судно, убили бортпроводницу. После этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции. Специфическое подразделение охраняло общественный порядок и боролось с преступностью на территории аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях России. Сотрудники милиции управления, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москва-реки в черте столицы. В 1991 году к наименованию Московского УВД на воздушном транспорте добавилось “и на водном транспорте”. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы и в других субъектах страны, но Московское УВД на ВВТ, безусловно, самое крупное, да и зона ответственности у него просто колоссальная. Одних аэропортов в ней семь, четыре из которых имеют статус международных и соединяют столицу нашей страны со всеми уголками земного шара. О том, чем живет сегодня управление, какие задачи решает, наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с исполняющим обязанности начальника УВД на ВВТ полковником милиции Виктором ИВАЩЕНКО.

26 октября - 35 лет Московскому УВД на воздушном и водном транспорте МВД России.

Это милицейское управление было создано в начале 70-х годов прошлого столетия, когда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Коснулась она и СССР: в Сухумском аэропорту террористы, захватившие воздушное судно, убили бортпроводницу. После этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции. Специфическое подразделение охраняло общественный порядок и боролось с преступностью на территории аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях России. Сотрудники милиции управления, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москва-реки в черте столицы. В 1991 году к наименованию Московского УВД на воздушном транспорте добавилось “и на водном транспорте”. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы и в других субъектах страны, но Московское УВД на ВВТ, безусловно, самое крупное, да и зона ответственности у него просто колоссальная. Одних аэропортов в ней семь, четыре из которых имеют статус международных и соединяют столицу нашей страны со всеми уголками земного шара. О том, чем живет сегодня управление, какие задачи решает, наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с исполняющим обязанности начальника УВД на ВВТ полковником милиции Виктором ИВАЩЕНКО.

- Виктор Вячеславович, каковы на сегодняшний день задачи управления, претерпели ли они изменения с момента создания службы?
- Задачи не изменились, но их решение требует все новых и новых ресурсов: и материальных, и кадровых, и научно-технических. С учетом сложившейся в последнее десятилетие ситуации в стране главным приоритетом в работе управления, равно как и милиции в целом, является личная безопасность каждого гражданина России или другого государства, прибывшего в нашу страну. Что касается непосредственно нашей зоны ответственности, то мы исходим из того, что каждый человек, входя на борт воздушного или водного судна, должен быть уверен на 100 процентов в том, что он благополучно доберется из пункта А в пункт Б.

- Более десяти лет сотрудники милиции не участвовали в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров - эти функции были переданы САБам. В 2005 году милиционеров вернули на досмотр. Но к этому времени костяк квалифицированных специалистов был растерян: кто-то перешел на другие участки, кто-то вообще уволился. Фактически вам пришлось все начинать с нуля. Как решали кадровый вопрос? Где обучали сотрудников? Откуда изыскивали дополнительные штаты?
- Действительно, в 1997 году досмотр в аэропортах был реорганизован, и сотрудники милиции фактически были отстранены от исполнения этих функций. МВД неоднократно выступало с предложениями вернуть милицию в зоны досмотра, но, к сожалению, нас услышали только тогда, когда грянул гром - трагедия 2004 года в аэропорту Домодедово, когда два самолета практически одновременно были взорваны террористами. После этого Президентом России было принято решение о возвращении функций досмотра подразделениям МВД. С учетом объема предстоящей работы определили штатную численность. Так, если до реорганизации в помощь САБам на досмотре было задействовано 125 милиционеров на весь столичный авиаузел, то сегодня на этом направлении мы имеем 591 человека. Считаю, что этого достаточно. Штаты изыскивали в основном за счет внутреннего перераспределения, сократив должности, длительное время не укомплектованные кадрами. Сейчас на этом участке задействованы как вновь принятые на службу молодые люди, так и вернувшиеся старые кадры. Самое отрадное, что в большинстве случаев нам удалось сохранить костяк сотрудников, работавших в свое время на досмотре и в 1997 году перешедших на другие участки работы. Сегодня они возвращаются на прежнее место службы, обучают молодежь.
Конечно, ключевым вопросом стала проблема подготовки молодого персонала. В настоящее время эта задача решена - во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России, расположенном в Домодедово, открыт бесподобный по красоте, уровню преподавательского состава и технической оснащенности комплекс по обеспечению безопасности на воздушном транспорте. И буквально несколько дней назад первая группа молодых сотрудников отправлена туда на учебу. Теперь они не на пальцах и не только со слов старших коллег будут обучаться специфике предполетного и послеполетного досмотра, но и с учетом последнего слова европейской науки, технических новшеств. До конца года мы планируем обучить в институте 80 человек, а с нового года ежемесячно туда будут отправляться 30 сотрудников.

- А как пережили период, пока не было возможности обучать милиционеров в ВИПК?
- До этого мы, к сожалению, вынуждены были обучать своих сотрудников в коммерческих организациях, оплачивая из бюджета министерства по
500 долларов за подготовку каждого специалиста. Нам пришлось пойти на это, поскольку мы не имели права простаивать ни секунды: слишком велик пассажиропоток, только вылетает из столицы 50 тысяч человек ежедневно. Мы не могли размениваться на деньги, хотя и немалые, в ущерб безопасности пассажиров.

- И каковы результаты возвращения на досмотр?
- Восстановление досмотровой службы стало частью многоуровневой системы защиты в аэропортах, придуманной и внедренной нами около полутора лет назад. Проведенный в зоне ответственности управления эксперимент дал положительные результаты, и мы вышли с рекомендациями к начальнику департамента распространить столичный опыт на объектах транспорта в других российских регионах. Внедренные шесть рубежей защиты, одним из которых и является предполетный и послеполетный досмотры, - прекрасная профилактика преступлений. Злоумышленник, задумавший пронести на борт воздушного судна взрывчатое вещество, просто не сможет этого сделать. Если раньше вход в аэровокзальные комплексы был свободным, существовала только одна защита - досмотр сотрудниками САБа на предмет наличия в багаже пассажиров колюще-режущих предметов, то сегодня отработка многоуровневая, осуществляется и техническими средствами, и оперативными. Алгоритм действий отработан до мелочей, так что пассажиры могут быть уверены в своей безопасности: террористам на борт самолета вход воспрещен.

- Мы начали разговор с того, что пассажир, садясь в самолет, должен быть на 100 процентов уверен в своей безопасности. Но ведь безопасность зависит не только от качества работы милиции, но и от технического состояния самого воздушного судна. Не бывает вам по-человечески больно и обидно, когда милиция блестяще сработала, не допустила на борт злоумышленников, а самолет просто развалился в воздухе из-за технической неисправности?
- Еще как бывает. Что касается контрафактной продукции авиационных запчастей, то многие не знают, что именно наши сотрудники провели оперативную разработку, повлекшую задержание в сентябре текущего года группы злоумышленников, которые по фальшивым документам оформляли просроченные запчасти к самолетам как годные. Эти запчасти были обнаружены и изъяты на складах ЗАО “СБ-120 Шереметьево”. Там же оперативники криминальной милиции Линейного УВД в аэропорту Шереметьево обнаружили
40 поддельных печатей заводов-изготовителей и отделов технического контроля. В ходе расследования всплывают ужасные факты. Чтобы разобраться в ситуации, создана специальная комиссия, которую возглавляет вице-премьер министр обороны Иванов. На днях состоялось очередное совещание в Правительстве по проблемам авиационной безопасности. Вероятно, в ближайшее время введут соответствующие нормативные документы, которые будут жестко регламентировать приобретение авиационных запчастей, чтобы это можно было сделать только у заводов, имеющих соответствующую лицензию. Порядок в этом вопросе будет наведен, а толчком к этому послужило задержание в аэропорту Шереметьево. Наши сотрудники работали над этим довольно долго. К счастью, успешно. И я как руководитель и гражданин искренне рад, что у нас это получилось.

- Из ваших слов ясно, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте для управления - задача № 1. Но ведь в зоне обслуживания есть и водный транспорт, со своей спецификой, и спецификой достаточно непростой. Какова ситуация на водных просторах?
- Зона нашей ответственности распространяется на акватории рек Москва, Ока, Волга, канала имени Москвы. В оперативном обслуживании ЛУВД на водном транспорте два речных пароходства, 8 речных портов, 2334 единицы пассажирского и грузового флота, 49 пристаней и причалов,
3 речных вокзала, 18 крупных объектов с различными формами собственности. Общая протяженность водных путей, находящихся в зоне нашего обслуживания, - 2250 километров. Так что работы хватает.
С введением  в аэропортах системы антитеррористической защиты тот же алгоритм действий был немедленно перенесен и на объекты водного транспорта с той разницей, что здесь действуют не шесть, а три рубежа. Возьмем, к примеру, порт Северный, откуда стартуют экскурсионные поездки по Золотому кольцу России, в Санкт-Петербург и многие другие, 85 процентов пассажиров, совершающих поездки, - граждане других государств, которые уже в январе скупают билеты на весь летний период. Обеспечение их безопасности - важнейшая задача. Полтора года назад мы вышли с требованиями к руководителям водных судов обеспечить, во-первых, скрытую видеосъемку на бортах судов, во-вторых, нахождение на каждом судне представителей службы безопасности, к которым бы пассажиры в любой момент могли обратиться за помощью. Помимо этого, представители службы безопасности с участием сотрудников транспортной милиции досматривают каждого пассажира, входящего на борт. Таким образом, первый рубеж - это привокзальная площадь. Здесь сотрудники ППС, обеспеченные ПТК “Розыск-Магистраль”, выборочно проверяют граждан, ведут визуальное наблюдение. Помимо этого, на площади установлено порядка десяти видеокамер, выведенных в дежурную часть. Проверяются не только люди, но и автотранспорт. Второй рубеж - стопроцентный досмотр пассажиров через металлодетекторы и третий - оперативная работа.

- А были ли какие-то террористические посягательства на объекты водного транспорта?
- Слава Богу, не было и, надеюсь, не будет.

- А что касается объектов жизнеобеспечения? Во многих российских регионах существует проблема, когда разные структуры (ЧОПы, ОВО и транспортная милиция) не могут поделить зону ответственности. В результате водозабор, обслуживающий полумиллионный город, может охраняться не милицией, а стариком с берданкой. Какова ситуация в столице и Подмосковье?
- Весь канал имени Москвы, все гидросооружения охраняются только сотрудниками транспортной милиции. Одиннадцать шлюзов, пять плотин с 5 ГЭС, аварийные ворота, пять насосных станций - все это находится под охраной двух отдельных батальонов. Охрана гидротехнических сооружений, отнесенных к категории объектов жизнеобеспечения, осуществляется очень жестко. Сотрудники милиции несут службу круглосуточно, вооруженные автоматическим оружием. Так что инциденты исключены.

- А взаимодействуете ли вы каким-либо образом с коллегами из Московского УВД на железнодорожном транспорте?
- Да, и очень тесно. У нас же единое оперативное поле деятельности, так что и оперативно-розыскные мероприятия мы планируем и проводим вместе. Ни для кого не секрет, что преступники, прибывающие в столицу самолетом, пересаживаются на железную дорогу, и наоборот. Существуют устойчивые каналы по перевозке наркотиков с использованием и воздушного, и железнодорожного транспорта. Например, пресловутые глотатели часто прибывают в Москву самолетом из Таджикистана, потом садятся в поезда и развозят наркотик по регионам России. Мы неоднократно проводили мероприятия по задержанию наркокурьеров. В последний раз совместными усилиями сотрудников нашего управления и МУВДТ на ЖД было задержано порядка 30 килограммов героина на одном из столичных вокзалов.
Хорошим подспорьем в нашей работе стало внедрение новой системы связи между аэропортами и вокзалами посредством скоростных поездов. Пример - действующие скоростные маршруты между Домодедово и Павелецким вокзалом, а также между Внуково и Киевским вокзалом. Не за горами время, когда подобный маршрут свяжет Савеловский вокзал и Шереметьево. Такая схема дает дополнительные возможности для организации взаимодействия железнодорожной транспортной милиции и милиции на воздушном и водном транспорте. А выигрывает от этого в конечном счете пассажир.

Другие материалы раздела
НА ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ У СТЕН ЧАСОВНИ
Новый учебный год в Пермском военном институте внутренних войск МВД России начался с ритуала приведения к военной Присяге курсантов-первокурсников. На этот раз клятву на верность Родине курсанты давали близ возведенной на территории института часовни.
Вооруженные чемоданом
На кафедре криминалистики Калининградского юридического института МВД России создан современный учебный криминалистический полигон.
Экстремизм в коротких штанишках
Весной нынешнего года Совет Федерации Федерального Собрания России решил выносить наиболее актуальные вопросы на парламентские слушания при председателе верхней палаты парламента. Первое подобное мероприятие было посвящено законодательному обеспечению противодействия экстремизму в молодежной среде. Как сказал в своем докладе председатель СФ Сергей Миронов, тема эта пока не всеми понятая и осознанная. “По сути, мы сегодня оказались перед лицом вызова со стороны экстремистов”, - подчеркнул спикер.
Когда атакует защитник
Сержант милиции Дмитрий Демидов представлен к награждению медалью “За доблесть в службе”.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид НУРГАЛИЕВ
Поздравляю личный состав, ветеранов Министерства внутренних дел и членов их семей с Днем милиции!
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru