Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

ТЕРРОРИСТАМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН

Это милицейское управление было создано в начале 70-х годов прошлого столетия, когда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Коснулась она и СССР: в Сухумском аэропорту террористы, захватившие воздушное судно, убили бортпроводницу. После этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции. Специфическое подразделение охраняло общественный порядок и боролось с преступностью на территории аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях России. Сотрудники милиции управления, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москва-реки в черте столицы. В 1991 году к наименованию Московского УВД на воздушном транспорте добавилось “и на водном транспорте”. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы и в других субъектах страны, но Московское УВД на ВВТ, безусловно, самое крупное, да и зона ответственности у него просто колоссальная. Одних аэропортов в ней семь, четыре из которых имеют статус международных и соединяют столицу нашей страны со всеми уголками земного шара. О том, чем живет сегодня управление, какие задачи решает, наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с исполняющим обязанности начальника УВД на ВВТ полковником милиции Виктором ИВАЩЕНКО.

26 октября - 35 лет Московскому УВД на воздушном и водном транспорте МВД России.

Это милицейское управление было создано в начале 70-х годов прошлого столетия, когда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Коснулась она и СССР: в Сухумском аэропорту террористы, захватившие воздушное судно, убили бортпроводницу. После этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции. Специфическое подразделение охраняло общественный порядок и боролось с преступностью на территории аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях России. Сотрудники милиции управления, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москва-реки в черте столицы. В 1991 году к наименованию Московского УВД на воздушном транспорте добавилось “и на водном транспорте”. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы и в других субъектах страны, но Московское УВД на ВВТ, безусловно, самое крупное, да и зона ответственности у него просто колоссальная. Одних аэропортов в ней семь, четыре из которых имеют статус международных и соединяют столицу нашей страны со всеми уголками земного шара. О том, чем живет сегодня управление, какие задачи решает, наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с исполняющим обязанности начальника УВД на ВВТ полковником милиции Виктором ИВАЩЕНКО.

- Виктор Вячеславович, каковы на сегодняшний день задачи управления, претерпели ли они изменения с момента создания службы?
- Задачи не изменились, но их решение требует все новых и новых ресурсов: и материальных, и кадровых, и научно-технических. С учетом сложившейся в последнее десятилетие ситуации в стране главным приоритетом в работе управления, равно как и милиции в целом, является личная безопасность каждого гражданина России или другого государства, прибывшего в нашу страну. Что касается непосредственно нашей зоны ответственности, то мы исходим из того, что каждый человек, входя на борт воздушного или водного судна, должен быть уверен на 100 процентов в том, что он благополучно доберется из пункта А в пункт Б.

- Более десяти лет сотрудники милиции не участвовали в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров - эти функции были переданы САБам. В 2005 году милиционеров вернули на досмотр. Но к этому времени костяк квалифицированных специалистов был растерян: кто-то перешел на другие участки, кто-то вообще уволился. Фактически вам пришлось все начинать с нуля. Как решали кадровый вопрос? Где обучали сотрудников? Откуда изыскивали дополнительные штаты?
- Действительно, в 1997 году досмотр в аэропортах был реорганизован, и сотрудники милиции фактически были отстранены от исполнения этих функций. МВД неоднократно выступало с предложениями вернуть милицию в зоны досмотра, но, к сожалению, нас услышали только тогда, когда грянул гром - трагедия 2004 года в аэропорту Домодедово, когда два самолета практически одновременно были взорваны террористами. После этого Президентом России было принято решение о возвращении функций досмотра подразделениям МВД. С учетом объема предстоящей работы определили штатную численность. Так, если до реорганизации в помощь САБам на досмотре было задействовано 125 милиционеров на весь столичный авиаузел, то сегодня на этом направлении мы имеем 591 человека. Считаю, что этого достаточно. Штаты изыскивали в основном за счет внутреннего перераспределения, сократив должности, длительное время не укомплектованные кадрами. Сейчас на этом участке задействованы как вновь принятые на службу молодые люди, так и вернувшиеся старые кадры. Самое отрадное, что в большинстве случаев нам удалось сохранить костяк сотрудников, работавших в свое время на досмотре и в 1997 году перешедших на другие участки работы. Сегодня они возвращаются на прежнее место службы, обучают молодежь.
Конечно, ключевым вопросом стала проблема подготовки молодого персонала. В настоящее время эта задача решена - во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России, расположенном в Домодедово, открыт бесподобный по красоте, уровню преподавательского состава и технической оснащенности комплекс по обеспечению безопасности на воздушном транспорте. И буквально несколько дней назад первая группа молодых сотрудников отправлена туда на учебу. Теперь они не на пальцах и не только со слов старших коллег будут обучаться специфике предполетного и послеполетного досмотра, но и с учетом последнего слова европейской науки, технических новшеств. До конца года мы планируем обучить в институте 80 человек, а с нового года ежемесячно туда будут отправляться 30 сотрудников.

- А как пережили период, пока не было возможности обучать милиционеров в ВИПК?
- До этого мы, к сожалению, вынуждены были обучать своих сотрудников в коммерческих организациях, оплачивая из бюджета министерства по
500 долларов за подготовку каждого специалиста. Нам пришлось пойти на это, поскольку мы не имели права простаивать ни секунды: слишком велик пассажиропоток, только вылетает из столицы 50 тысяч человек ежедневно. Мы не могли размениваться на деньги, хотя и немалые, в ущерб безопасности пассажиров.

- И каковы результаты возвращения на досмотр?
- Восстановление досмотровой службы стало частью многоуровневой системы защиты в аэропортах, придуманной и внедренной нами около полутора лет назад. Проведенный в зоне ответственности управления эксперимент дал положительные результаты, и мы вышли с рекомендациями к начальнику департамента распространить столичный опыт на объектах транспорта в других российских регионах. Внедренные шесть рубежей защиты, одним из которых и является предполетный и послеполетный досмотры, - прекрасная профилактика преступлений. Злоумышленник, задумавший пронести на борт воздушного судна взрывчатое вещество, просто не сможет этого сделать. Если раньше вход в аэровокзальные комплексы был свободным, существовала только одна защита - досмотр сотрудниками САБа на предмет наличия в багаже пассажиров колюще-режущих предметов, то сегодня отработка многоуровневая, осуществляется и техническими средствами, и оперативными. Алгоритм действий отработан до мелочей, так что пассажиры могут быть уверены в своей безопасности: террористам на борт самолета вход воспрещен.

- Мы начали разговор с того, что пассажир, садясь в самолет, должен быть на 100 процентов уверен в своей безопасности. Но ведь безопасность зависит не только от качества работы милиции, но и от технического состояния самого воздушного судна. Не бывает вам по-человечески больно и обидно, когда милиция блестяще сработала, не допустила на борт злоумышленников, а самолет просто развалился в воздухе из-за технической неисправности?
- Еще как бывает. Что касается контрафактной продукции авиационных запчастей, то многие не знают, что именно наши сотрудники провели оперативную разработку, повлекшую задержание в сентябре текущего года группы злоумышленников, которые по фальшивым документам оформляли просроченные запчасти к самолетам как годные. Эти запчасти были обнаружены и изъяты на складах ЗАО “СБ-120 Шереметьево”. Там же оперативники криминальной милиции Линейного УВД в аэропорту Шереметьево обнаружили
40 поддельных печатей заводов-изготовителей и отделов технического контроля. В ходе расследования всплывают ужасные факты. Чтобы разобраться в ситуации, создана специальная комиссия, которую возглавляет вице-премьер министр обороны Иванов. На днях состоялось очередное совещание в Правительстве по проблемам авиационной безопасности. Вероятно, в ближайшее время введут соответствующие нормативные документы, которые будут жестко регламентировать приобретение авиационных запчастей, чтобы это можно было сделать только у заводов, имеющих соответствующую лицензию. Порядок в этом вопросе будет наведен, а толчком к этому послужило задержание в аэропорту Шереметьево. Наши сотрудники работали над этим довольно долго. К счастью, успешно. И я как руководитель и гражданин искренне рад, что у нас это получилось.

- Из ваших слов ясно, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте для управления - задача № 1. Но ведь в зоне обслуживания есть и водный транспорт, со своей спецификой, и спецификой достаточно непростой. Какова ситуация на водных просторах?
- Зона нашей ответственности распространяется на акватории рек Москва, Ока, Волга, канала имени Москвы. В оперативном обслуживании ЛУВД на водном транспорте два речных пароходства, 8 речных портов, 2334 единицы пассажирского и грузового флота, 49 пристаней и причалов,
3 речных вокзала, 18 крупных объектов с различными формами собственности. Общая протяженность водных путей, находящихся в зоне нашего обслуживания, - 2250 километров. Так что работы хватает.
С введением  в аэропортах системы антитеррористической защиты тот же алгоритм действий был немедленно перенесен и на объекты водного транспорта с той разницей, что здесь действуют не шесть, а три рубежа. Возьмем, к примеру, порт Северный, откуда стартуют экскурсионные поездки по Золотому кольцу России, в Санкт-Петербург и многие другие, 85 процентов пассажиров, совершающих поездки, - граждане других государств, которые уже в январе скупают билеты на весь летний период. Обеспечение их безопасности - важнейшая задача. Полтора года назад мы вышли с требованиями к руководителям водных судов обеспечить, во-первых, скрытую видеосъемку на бортах судов, во-вторых, нахождение на каждом судне представителей службы безопасности, к которым бы пассажиры в любой момент могли обратиться за помощью. Помимо этого, представители службы безопасности с участием сотрудников транспортной милиции досматривают каждого пассажира, входящего на борт. Таким образом, первый рубеж - это привокзальная площадь. Здесь сотрудники ППС, обеспеченные ПТК “Розыск-Магистраль”, выборочно проверяют граждан, ведут визуальное наблюдение. Помимо этого, на площади установлено порядка десяти видеокамер, выведенных в дежурную часть. Проверяются не только люди, но и автотранспорт. Второй рубеж - стопроцентный досмотр пассажиров через металлодетекторы и третий - оперативная работа.

- А были ли какие-то террористические посягательства на объекты водного транспорта?
- Слава Богу, не было и, надеюсь, не будет.

- А что касается объектов жизнеобеспечения? Во многих российских регионах существует проблема, когда разные структуры (ЧОПы, ОВО и транспортная милиция) не могут поделить зону ответственности. В результате водозабор, обслуживающий полумиллионный город, может охраняться не милицией, а стариком с берданкой. Какова ситуация в столице и Подмосковье?
- Весь канал имени Москвы, все гидросооружения охраняются только сотрудниками транспортной милиции. Одиннадцать шлюзов, пять плотин с 5 ГЭС, аварийные ворота, пять насосных станций - все это находится под охраной двух отдельных батальонов. Охрана гидротехнических сооружений, отнесенных к категории объектов жизнеобеспечения, осуществляется очень жестко. Сотрудники милиции несут службу круглосуточно, вооруженные автоматическим оружием. Так что инциденты исключены.

- А взаимодействуете ли вы каким-либо образом с коллегами из Московского УВД на железнодорожном транспорте?
- Да, и очень тесно. У нас же единое оперативное поле деятельности, так что и оперативно-розыскные мероприятия мы планируем и проводим вместе. Ни для кого не секрет, что преступники, прибывающие в столицу самолетом, пересаживаются на железную дорогу, и наоборот. Существуют устойчивые каналы по перевозке наркотиков с использованием и воздушного, и железнодорожного транспорта. Например, пресловутые глотатели часто прибывают в Москву самолетом из Таджикистана, потом садятся в поезда и развозят наркотик по регионам России. Мы неоднократно проводили мероприятия по задержанию наркокурьеров. В последний раз совместными усилиями сотрудников нашего управления и МУВДТ на ЖД было задержано порядка 30 килограммов героина на одном из столичных вокзалов.
Хорошим подспорьем в нашей работе стало внедрение новой системы связи между аэропортами и вокзалами посредством скоростных поездов. Пример - действующие скоростные маршруты между Домодедово и Павелецким вокзалом, а также между Внуково и Киевским вокзалом. Не за горами время, когда подобный маршрут свяжет Савеловский вокзал и Шереметьево. Такая схема дает дополнительные возможности для организации взаимодействия железнодорожной транспортной милиции и милиции на воздушном и водном транспорте. А выигрывает от этого в конечном счете пассажир.

Другие материалы раздела
На вопросы читателей отвечает специалист
Рубрику ведет начальник Правового департамента МВД России генерал-лейтенант милиции Валерий ЧЕРНИКОВ.
Подробно и прозрачно о “боевых”
Негативную окраску приобретают материалы журналистов, касающиеся темы выплаты “боевых” сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России. Почему вокруг “боевых” так много слухов?
Из выступления Президента Российской Федерации Владимира Путина
Помнить о прошлом, жить настоящим, думать о будущем
В Москве состоялась встреча министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева с ветеранским активом органов внутренних дел и внутренних войск, посвященная Дню милиции.
Фрунзе воевал с Врангелем и... с пьянством
Михаил Васильевич Фрунзе... Для старшего поколения, “заставшего” Советский Союз, после этих слов можно уже ничего и не добавлять. Со школьной скамьи каждому было известно, что Фрунзе - выдающийся красный полководец Гражданской войны, взявший Перекоп и разгромивший засевшего в Крыму барона Врангеля... Родился в нынешнем Бишкеке в Кыргызстане. Отец, молдаванин по национальности, служил военным фельдшером. Мать - из русских переселенцев Воронежской губернии. В семье пятеро детей. И Михаил, чтобы поддержать близких после смерти отца, учась в гимназии, занимался репетиторством. Закончил гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургский политехнический институт. В 1904 году вступил в РСДРП - начались годы профессиональной революционной деятельности. Возглавлял первый в России Совет рабочих Ивано-Вознесенска. Дважды приговаривался к смертной казни, заменяемой каторжными работами (70 суток провел в камере смертников). Бежал. Жил нелегально под чужими фамилиями.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru