4 ноября этот праздник мы будем отмечать второй раз в истории России. Он родился всего-то в прошлом году. А четыре столетия назад без малого, в 1612 году, в этот день народным ополчением Минина и Пожарского был взят приступом Китай-город, в Москву торжественно была внесена икона Казанской Божией Матери. Остатки польско-литовских оккупантов укрылись за кремлевскими стенами, чтобы через три дня выйти оттуда без пушек, оружия и знамен. |
4 ноября этот праздник мы будем отмечать второй раз в истории России. Он родился всего-то в прошлом году. А четыре столетия назад без малого, в 1612 году, в этот день народным ополчением Минина и Пожарского был взят приступом Китай-город, в Москву торжественно была внесена икона Казанской Божией Матери. Остатки польско-литовских оккупантов укрылись за кремлевскими стенами, чтобы через три дня выйти оттуда без пушек, оружия и знамен.
Так, именно народное ополчение (а в его составе были и профессиональные ратники, и “посадские русские людишки”, и татары, и запорожские казаки, и представители других приволжских “малых народ”), собранное на народные же деньги, окончательно ответило на вопрос: быть ли России единым великим государством или распасться на множество удельных осколков, а Москве из стольного града, оплота православия превратиться ли в провинциальный, заштатный городок Королевства Польского.
Как видим - ответило на века!
Эта славная победа народа ознаменовала собой фактическое окончание страшного для России Смутного времени, когда, казалось, окончательно погибло Московское царство, а с ним и вся земля русская.
Сердце обливается кровью, когда читаешь в летописях о бесконечных зверствах и насилиях интервентов и разбойников над нашими соотечественниками. Увы, было и среди русских тогда немало случаев национального предательства “по корысти или скудоумию”. Но гораздо более у нас свидетельств народного самоотвержения, героического “стояния людей всех званий за страну и веру православную”, которое и привело в конечном счете к победе, освобождению и восстановлению государства Российского.
Отдел истории газеты “Щит и меч”
Из хроник смутного времени
1606 год, май. Дьяк Тимофей Осипов назначен торжественно объявить Марину, жену Димитрия Самозванца, царицей, после чего должно объявить принесение ей присяги. Представ перед Димитрием, дьяк в присутствии всех заявляет: “Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно, а ты - твор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царь-царевич Димитрий”. Убитый слугами самозванца, Осипов выбрасывается ими в окно.
1607 год, февраль. Успенский собор. Народ, исстрадавшийся за время смуты, просит у Господа прощения в своих грехах и подает челобитную. В ней русские люди каялись в том, что, поклявшись верою и правдою служить царю Борису и не принимать вора, назвавшегося царевичем Димитрием, изменили присяге... По выслушании челобитной Патриарх Гермоген и бывший Патриарх, престарелый Иов, огласили разрешительную грамоту.
1608 год, сентябрь. “Да ведает ваше темное державство, - отвечали защитники Троице-Сергиевой Лавры предводителю интервентов Сапеге, - что напрасно прельщаете Христово стадо православных христиан... Как же нам оставить вечную святую истинную свою православную христианскую веру и покориться новым еретическим законам... Не изменим ни вере, ни царю, хотя бы сулили нам всего мира сокровища”.
1608 год, ноябрь. За три часа до рассвета ободренные явлением преподобного Сергия и Архангела Михаила воеводы во главе трех отрядов ратных людей и монахов тихо выходят из осажденной Лавры. При ударах монастырского колокола бросаются они на осадные работы поляков... Защитникам Троице-Сергиевой Лавры удается добраться до того места, откуда ведется подкоп. Крестьяне Шилов и Слота бросаются в него и, жертвуя собой, поджигают порох, раздается страшный взрыв...
1609 год, сентябрь. “Мы в храме Божией Матери дали обет не изменять государю нашему, а тебе, литовскому королю, и твоим панам не раболепствовать вовеки”, - отвечали королю Сигизмунду из осажденного Смоленска воевода Михаил Борисович Шеин, архиепископ Сергий и народ. Только в июне 1611 года пал почти вымерший Смоленск. Воевода Шеин был пытаем поляками и заключен в Литве, архиепископ Сергий умер в Вилне в узах.
1610 год, ноябрь. Патриаршие палаты. Бояре правительствующей Думы требуют от святителя Гермогена, чтобы он целовал крест польскому королю Сигизмунду, отдаваясь в его полную волю, отписав об этом и доблестным защитникам Смоленска. Твердо отказывает в этом Патриарх. “...Я таких грамот не благословляю вам писать и проклинаю того, кто писать их будет, а русским людям напишу идти под Москву и помереть всем за православную веру”. С ругательствами бросается на Патриарха изменник боярин Михаил Салтыков, грозя ему ножом. “Крестное знамение да будет против твоего окаянного ножа, - грозно говорит святитель. - Будь ты проклят в сем веке и в будущем”. В августе 1611 года поляки уморили Патриарха в подземелье Чудова монастыря.
1612 год, август. Несколько дней ведется бой между народным ополчением и войсками польского гетмана Ходкевича. Победа приходит и одерживает ее Козьма Минин, испросивший у князя Пожарского ратную силу.
1612 год, начало ноября. Засевшие в кремле поляки и бояре-изменники, не выдержав тягот осады, сдаются предводителям народного ополчения нижегородскому купцу Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Москва окончательно очищена от неприятеля. Впереди еще немало тяжких сражений, но главное уже свершилось - интервенты изгнаны, путь к восстановлению Российского государства открыт.
Хронику подготовил
Владимир СТАРИКОВ